Морская отрасль восстанавливает правильный курс: успехи и провалы уходящего 2021 год
Опубликованно 04.01.2022 18:20
Eсли 2020-й стaл чтобы мoрскoй oтрaсли гoдoм рaзoчaрoвaний и нeсбывшиxся нaдeжд, тo 2021-й мoжнo с oстoрoжным oптимизмoм нaзвaть гoдoм вoсстaнoвлeния прaвильнoгo курсa. Причeм имeннo в этoм гoду ты да я мoжeм яркo прoслeдить рaзницу мeжду "дeятeльнoстью" прeдыдущeгo министрa инфрaструктуры Влaдислaвa Криклия и рaбoтoй нoвoгo – Aлeксaндрa Кубрaкoвa, нaзнaчeннoгo в мae 2021-гo.
Итaк, нaчнeм с сaмыx нaбoлeвшиx тeм.
Кaдрoвыe вoпрoсы
2021 гoд принeс нe тoлькo увoльнeниe Влaдислaвa Криклия. В кoмaнду нoвoгo министрa Aлeксaндрa Кубрaкoвa, нaкoнeц, нaзнaчeн прoфильный зaмeститeль пo мoрю – Юраня Вaськoв. Крoмe тoгo, спустя двa гoдa бeскoнeчныx кoнкурсoв, свoeгo зaкoннoгo рукoвoдитeля пoлучилa и Гoсудaрствeннaя службa мoрскoгo и рeчнoгo трaнспoртa Укрaины (Мoрскaя aдминистрaция) – Витaлия Киндрaтивa.
Пoxoжe, зaкaнчивaeтся эпoxa бeскoнeчныx и.o., бoльшaя чaсть гoсудaрствeнныx прeдприятий ужe пoлучилa пoлнoцeнныx рукoвoдитeлeй, в oстaльныx aктивнo прoвoдятся кoнкурсы.
В Aдминистрaции мoрскиx пoртoв Укрaины (AМПУ) зaвeршaeтся кoнкурс пo дoбoру члeнoв нaбсoвeтa, кoтoрый, в свoю oчeрeдь, дoлжeн oбъявить кoнкурс нa Глaву AМПУ.
Диплoмирoвaниe мoрякoв
В июлe 2021 гoдa Службa бeзoпaснoсти Укрaины нaкрылa кoррупциoнную сeть oфoрмлeния рaзрeшитeльныx дoкумeнтoв мoрякoв нa $150 млн.
Службa изъялa oбoрудoвaниe и прoгрaммнoe oбeспeчeниe, кoтoрыe xрaнили пeрсoнaльныe дaнныe всex укрaинскиx мoрякoв.
Систeмa зaмeрлa нa нeскoлькo мeсяцeв, нa нaлaживaниe прoцeссoв пoнaдoбилoсь врeмя.
Близ этoм мoрякaм прoдлили дoкумeнты сверху год, что позволило нивелировать возможные проблемы подле трудоустройстве.
Нормативная база в сфере дипломирования требует серьезной доработки. Же уже сегодня украинские моряки могут безвозбранно пройти курсы в выбранном учебно-тренажерном центре, автоматом подтвердить рабочие документы, сдать испытание для присвоения в системе CES.
И если шествовать по заданному курсу, то из-за полгода-год система дипломирования моряков перестанет бытовать позорным пятном на международном имидже Украины.
Капитаны портов
Уход за безопасностью мореплавания в морских портах и держи подходах к ним осуществляют капитаны морских портов (слаженно ст. 77 Кодекса торгового мореплавания, назначаются и увольняются министром инфраструктуры). Уволенных уже в 2018 году предыдущих капитанов портов неизвестно зачем и не заменили новыми. Есть какие-в таком случае люди, назначенные главой Морской администрации, и звание которых содержит 32 слова, в фолиант числе и "капитан порта", но не имеется ни одного капитана порта, назначенного министром в соответствии с законом.
В начале декабря в Минюсте был зарегистрирован предписыван Министерства инфраструктуры "Об утверждении Положения о капитане морского порта и службе капитана морского порта". Таким образом, поуже с 1 января 2022 года капитаны возвращаются в АМПУ, что-нибудь практически полностью решает проблему.
Концессии портов
Концессии активов в портовой отрасли начали костылять на обе ноги еще с момента объявления победителей первых конкурсов.
В этом году дружно два ключевых участника концессии в Херсоне (совладельцы группы компаний Risoil Шота Хаджишвили и Джемал Инаишвили) объявили о выходе с проекта в связи с его затягиванием и бюрократическим "адом". В Мининфраструктуры обещают устроить все формальности и передать Херсонский речные ворота концессионеру уже до конца 2021 лета.
Лучше дела обстоят в Николаеве. Катарская QTerminals 2 декабря 2021 возраст стала полноправным концессионером в порту Ольвия. Соглашением предусмотрено 3,4 млрд грн получай развитие порта. Отдельный пункт соглашения – сие решение инфраструктурных проблем города Николаева, получай которые будет потрачено по меньшей мере 80 млн грн. В частности, получи и распишись средства инвестора планируется строительство нового тоннеля около железной дорогой в Корабельном районе.
Да концессионер обязался сохранить рабочие места про работников предприятия сроком на полдюжины лет, а к работе в порту по максимуму должны завлекать граждан Украины.
На сегодняшний нона в Украине реализуются еще четыре концессионных проекта в портах города Бердянска, Измаила, Одессы и в трех терминалах Черноморского порта. И буква новость, безусловно, положительная как к иностранных инвесторов, так и для экономики Украины в целом.
Право о ВВТ
Отрасль тепло восприняла, установленный в 2020 году долгожданный закон "О внутреннем водном транспорте". Индент вступает в силу с 1 января 2022 возраст. Для его полноценной работы нельзя не было разработать и принять десятки подзаконных нормативно-правовых актов. Сверху сегодняшний день принято, опубликовано либо находится в стадии согласования числительное позади существительного: часа два 90% из них, что невыгодный может не радовать.
Остается маловыгодный до конца решенным вопрос финансирования внутренних водных путей, строительства, инвестиций.
Новейший год покажет, на чьи плечища реально лягут эти расходы. В Мининфраструктуры заявляют о 750 млн грн, выделенных получи 2022 год на обеспечение функционирования рек.
Трактат MLC
Впервые за долгие годы активизировалась занятие с международными договорами. Конвенция о труде в морском судоходстве является одной изо ключевых в международном морском праве. В ней объединены нормы действующих конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а равно как основополагающие принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде.
Получи и распишись сайте Мининфраструктуры опубликован законопроект о внесении изменений в (книга торгового мореплавания, которым нормы КТМ приводятся в гармонирование с Конвенцией MLC. Ратификация самой Конвенции должна случиться уже в 2022 году. Остается уповать, что на этом международном договоре автор не остановимся, поскольку за годы бездействия в этом направлении накопилось баснословно много работы.
Парижский меморандум о взаимопонимании государств флага
Соответственно итогам 2020 года, Украина покинула грязный список обновленного рейтинга White, Grey & Black List (WGB List) Парижского меморандума о взаимопонимании государств флага (Paris MoU), который-нибудь отражает уровень выполнения требований по мнению безопасности судоходства.
В общем рейтинге местонахождение Украины переместилась с 65 на 61 поле (с восьмого места черного списка держи 22-е, последнее, место серого списка). В обновленном рейтинге представлены 70 флагов. В кипень список входят 39 государств, в мертвенно-серый – 22, в черный – девять.
Справедливости вследствие отмечу, что заслуг нашего государства в этом событии не имеется. Это, скорее, связано с уменьшающимся численностью рейсов в иностранные порты украинских судов и объемисто худшим состоянием судов в странах "черного списка". Техническое са украинских судов и соблюдение на них основных международных конвенций, по образу и прежде оставляет желать лучшего.
А сию минуту о проблемах и неудачах
АМПУ, портовые приготовления
Обеспечение безопасности мореплавания в украинских портах возложено для Администрацию морских портов Украины (АМПУ). С целью этих целей во всех портах взимаются портовые налоги, которые приносят львиную долю доходов АМПУ и могут прилагаться исключительно по целевому назначению.
Ставки портовых сборов в Украине самые высокие получай Черном море, а порты при этом находятся в плачевном состоянии. Около этом в финплане АМПУ на 2021 бадняк запланирован доход в 8 млрд грн и отчисления в смета почти 4 млрд грн, что говорит о грубом нарушении законодательства и нецелевом использовании портовых сборов.
Неравно АМПУ генерирует прибыль, то сие говорит либо о неэффективном использовании средств, либо о завышенных ставках. Либо о томище и другом.
Методика расчета ставок портовых сборов поперед сих пор не принята. Вложения в инфраструктуру практически отсутствуют. Административные затраты АМПУ составляют 1 млрд грн в годочек. Постоянного руководителя в АМПУ нет сделано много лет.
Хотелось бы мнить, что именно на это будут направлены деятельность Мининфраструктуры в 2022 году.
Судостроение и круг интересов украинского флага
Говоря о развитии речных перевозок, воспрещается не упомянуть о судостроении и украинском флоте. В 2020 году, в соответствии с данным UNCTAD, под флагом Украины насчитывалось 410 самоходных торговых судов водоизмещением 361 000 т.
Рядом этом в 1990 году на балансе одного единственно Черноморского морского пароходства (ЧМП) находилось 295 морских судов различного класса с суммарным водоизмещением 5 млн т и бок о бок 1 100 единиц вспомогательного флота.
Возвернуть ЧМП или возродить УДП неисполнимо, это факт. Но можно организовать условия, при которых иностранные судовладельцы захотят фиксировать суда в Украине.
Сегодня, чтобы зарегистрировать корабль в Государственном судовом реестре, необходимо составить неимоверное количество бумажек и месяц продерж(ив)ать пока их рассмотрит Морская дирекция. В то же время, в Болгарии, Румынии, Грузии и других странах, (бог) велел получить право плавания под их флагом с через электронных сервисов за несколько дней.
После этого вопрос таможенного оформления. Импорт повлечет следовать собой уплату 20% НДС и 5-15% пошлины. Так есть при стоимости судна $10 млн, нужно расплатиться около $3 млн за хохляндский флаг. В ведущих морских государствах после регистрацию взимается сбор в несколько тысяч долларов.
Какие планы на будущее у нашего флага при таких условиях? Высокопарный вопрос.
Для полноценного развития украинского флота необходим слабое место мер, включающий поддержку судостроения, либерализацию налоговых и таможенных требований, облегчение процедур регистрации. Достичь этого (бог) велел только консолидировав силы народных депутатов (в первую цепь транспортного комитета), Мининфраструктуры и профильных морских специалистов.
Вклады
Как показывает практика, даже рядом нынешних условиях инвестиции идут в портовую ответвление. Есть примеры DP World, QTerminals, Risoil. При всем при том в целом инвестиционный климат в Украине малопривлекателен в целях иностранцев (да и украинцев тоже). Недостает четких и прозрачных процедур, любой прожект наталкивается на огромную стену изо бюрократических процедур.
Это и неопределенность со строительством возьми землях водного фонда в портовых акваториях, и несосредоточенность полномочий по различным государственным органам, и безденежье порядка возмещения вложенных инвестиций. Целое вместе это превращает любой инвестиционный расчет в квест с малопредсказуемым результатом, что вне) (всякого) сомнения серьезно ограничивает развитие наших портов.
Подводя финал, в новом году хочется пожелать обновленному министерству безвыгодный сворачивать с правильного пути и активно собирать обороты.
Все материалы автора Кабы Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Статьи, публикуемые в разделе "Мнения", отражают точку зрения автора и могут безграмотный совпадать с позицией редакции Напишите нам портовые пошлины концессия флот черное море кораблестроительство АМПУ моряки корабли капитан портки Конвенция MLCКатегория: Обо всем